Глава 8. ТОЧЕЧНАЯ СВАРКА

Иногда владельцы битых автомобилей требуют, чтобы автомобиль был восстановлен, «как на заводе». Объясняется это просто: при продаже стоимость битого автомобиля резко снижается. Восстановить битый автомобиль так, чтобы покупатель не заметил подвоха, задача сложная, но выполнимая. Для этого необходимо иметь аппарат точечной контактной сварки.

Принцип работы точечной контактной сварки

Работа аппарата точечной сварки показана на Рис. 8. 1. Соединенные внахлестку два листа металла зажимаются между двумя медными электродами. Через металл пропускается большой ток, и буквально за считанные секунды (или доли секунды) происходит неразъемное соединение двух пластин.


Сварная точка возникает из-за повышенного нагрева металла в том месте, где пластины соединяются между собой. Расплавляясь, металл двух пластин перемешивается, и образуется круглое неразъемное соединение в виде капли (Рис. 8. 2.).





Аппараты точечной сварки

Если вы планируете варить точечной сваркой только внешнюю облицовку легковых автомобилей, то вам достаточно бытового сварочного аппарата, показанного на Рис. 8. 3.
При сварке более толстого металла необходим более мощный аппарат, такой, как на Рис. 8. 4.





Тренировочные упражнения

Освоить работу точечной сварки довольно просто. Отрежьте от старого крыла автомобиля две полоски металла, полностью удалите с них краску, зажмите между электродами аппарата.
Регулировать сварочный процесс можно несколькими параметрами (Таблица 8. 1.).
Бытовые аппараты чаще всего имеют только одну регулировку: время сварки.
Установите время сварки по Таблице 8. 1, или по инструкции, прилагаемой к аппарату.
После сварки одной точки попытайтесь разъединить соединение так, как показано на Рис. 8. 5.




Разновидности точечной сварки

Объем работ, выполняемых стандартными сварочными клещами, не так уж велик. В автомобиле много мест, сварить которые можно только клещами со специально изогнутыми наконечниками. Некоторые разновидности таких наконечников показаны на Рис. 8. 6.
Приобретайте только тот аппарат контактной сварки, который в комплекте имеет разнообразные сменные электроды.
Иногда сварка производится в том месте, двусторонний зажим которого с помощью клещей невозможен. В этом случае используется специальная медная подкладка (Рис. 8. 7.). Если ее нет в комплекте аппарата, то можно изготовить самостоятельно.






 Практические работы

Подготовительные операции под контактную точечную сварку, по сравнению с другими видами сварки, требуют наибольшего количества времени.
Поврежденная деталь удаляется так же, как на Рис. 7. 17. Однако остающиеся полоски удаляются другим способом. Под полоску металла между сварными точками подсовывается тонкая отвертка, и металл немного приподнимается. Затем в этом  месте производится разрез полоски отрезным диском. Дальше металл удаляется аккуратными ломающими движениями, остатки зачищаются диском.
Особенно будьте внимательны при удалении старой контактной точки. При сварке электроды сильно сжимают расплавленный металл, и его поверхность может деформироваться (Рис. 8. 8.).



Дальше остающаяся часть рихтуется, очищается от краски. На быстросъемные зажимы ставится ремонтная деталь и проваривается по старым точкам контактной сварки. Этим достигается незаметность проведенного ремонта. При сварке обращайте особое внимание на плотность подгона новой детали к старой основе.
Бывают случаи, когда остающаяся основа также сильно деформирована или подверглась коррозии.
На Рис. 8. 9. изображен разрез порога автомобилей марки ВАЗ. При деформации только наружной части достаточно приварить новую деталь по указанным местам контактной сварки. Но чаще бывает, что деформируется и внутренняя часть 3. Ее рихтовка будет заметна в нижней части контактной сварки. Поэтому внутреннюю часть 3 также необходимо заменить ремонтной деталью. К панели основания она приваривается полуавтоматом сплошным швом. В дальнейшем сплошной шов маскируется противоударной и шумопоглощающей мастиками.



Таким образом, для качественного ремонта автомобилей необходимы как минимум две сварки: полуавтоматическая и контактная. А если учесть, что многие автомобили на заводах дополнительно пропаивают латунью, к этому списку необходимо добавить и газовую сварку.